В 2023 ГОДУ В РОССИИ ОТМЕЧАЕТСЯ 140-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЕЛОСПОРТА


03.04.2023 | Велоспорт


24 июля (по старому стилю) 1883 года на Московском Ипподроме на Ходынском поле состоялась первая в России велосипедная гонка. Тот спортивный праздник собрал рекордное количество зрителей - около 25000 человек. Соревнования имели статус международных – помимо русских спортсменов, в них принимали участие несколько граждан Великобритании, австриец и американец. Все гонщики ехали на высококолесных велосипедах – «пауках». Первым к финишу пришел москвич Федор Жемличка и стал обладателем почетного звания "Лучший ездок России". 

Эта дата считается Днём Рождения российского велоспорта и в нынешнем, 2023 году празднуется юбилей – 140 лет!

Федерация велосипедного спорта России знакомит вас с первыми объектами в истории велосипедного спорта России.

Сегодня мы расскажем, о пожалуй, самом уникальном и старейшем объекте отечественного спорта - Тульском велотреке, который остается и по сей день таковым, а после реконструкции у него будет еще больше насыщенная и спортивная история.

История тульского велотрека_2020.jpg

История тульского трека насчитывает более 100 лет. Его открытие состоялось 1 сентября 1896 года, на окраине Тулы - пустыре возле Киевского шоссе. В тот день был отслужен молебен, после которого священник окропил полотно трека святой водой. На открытии присутствовали выдающиеся личности и губернатор, который перерезал символическую ленточку. Музыкальное сопровождение осуществлял оркестр 12-го Великолукского пехотного полка. Трек освещался керосиновыми лампами, на которых вместо стекол использовались металлические сетки. Они раскалялись добела, создавая мягкий матовый свет.

В тот же день полотно трека приняло велосипедистов Тулы, Калуги и Орла. Победителями стали туляки А. Лехельт (сын владельца продовольственного магазина), Мендлер, и Эдуард Тейле (представитель семьи тульских самоварщиков Тейле, одних из инвесторов строительства тульского трека).

14 июля 1897 года циклодром посетил граф Лев Толстой, и даже проехал на велосипеде один круг. В 1910 году хозяином циклодрома стал тульский купец Василий Федоров, страстный любитель велосипедного спорта. Его сын, Федор Федоров в 1909 году выиграл звание чемпиона России в гонке за лидером на 50 верст. Новый хозяин отремонтировал трек, уложив покрытие из цементных плит трехметровой ширины. Кроме того, Федоровым была построена деревянная трибуна (западная сторона трека) со скамейками и буфетом. Перед выходными и праздниками в Туле расклеивались красочные афиши, приглашавшие туляков на состязания. Любимцами публики тех времен были Николай Колесников, Сергей Конышев, Николай Белобородов, Иван Марков, Константин Рощин, Александр Тарновский. На циклодроме проходили не только велогонки. Проходили там и забеги легкоатлетов. В центре трека делали настил, стелили маты, и проводили соревнования по французской борьбе. После Октябрьской революции (1917г.) Тульский трек оставался единственным в стране действующим велотреком в России (до тех пор пока в 1924 году не был построен земляной трек в Москве).

В 1932 году на тульском треке состоялась международная встреча "Англия - Тула". Героем этой встречи стал тульский гонщик Дмитрий Соловьев, спортивная карьера которого началась еще в 1916 году и продолжалась 33 года. Одним из эффектных тактических приемов Соловьева было следование за группой лидеров справа, и неожиданный рывок на последнем кругу с виража.

Удивительно, но летом 1943 года Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта принят решение о возобновлении состязаний на первенство страны по велосипедному спорту. Честь проведения этих соревнований выпала на долю славной Тулы – города, отстоявшего дальние подступы к Москве и продолжавшего ковать оружиею.

В 1953 году туляки увидели интересную встречу семи городов. Состоялась она накануне розыгрыша первенства СССР по велоспорту. Огромное число жителей города устремилось в те дни на велотрек, чтобы посмотреть поединки сильнейших велосипедистов страны.

Тульский велотрек был реконструирован в 1910, 1939, 1953 и 1986 годах. Кроме того ремонт трека был проведен в 1945 году, когда Тула начала мирную жизнь. После большой реконструкции в 1953 тульский трек стал уникальным спортивным сооружением. Его дорожка почти четверть века оставалась самой быстрой в стране и одной из лучших в мире. На ней было установлено 10 мировых и большое количество национальных рекордов. Чемпионами и рекордсменами страны и мира в разные годы становились многие тульские гонщики: Дмитрий Соловьев, Любовь Кочетова, Любовь Разуваева, Тамара Гаркушина, Владимир Копылов, Сергей Копылов, Зоя Дьяконова, Василий Федин, Нина Коптева, Валентина Максимова, Борис Романов, Валерий Хитров, Сергей Терещенков, Борис Петров, Борис Савостин, Тамара Пильщикова, Ольга Слюсарева и др.

При реконструкции 1984-86 годов было полностью обновлено полотно трека, освещение и были приведены в порядок трибуны. Кроме того, был построен подземный переход для спортсменов и тренеров (с восточной трибуны в центр арены, чтобы не мешать гонкам).

С 1967 года на тульском треке проводились и проводятся международные соревнования «Большой приз Тулы».

ОЗНАКОМИТСЯ С ПОЛНОЙ ИСТОРИЕЙ ТУЛЬСКОГО ВЕЛОТРЕКА МОЖНО ПО ССЫЛКЕ>>

https://www.csp-71.ru/istoriya-velotreka/

ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ ПРО ТУЛЬСКИЙ ВЕЛОТРЕК

«На больших скоростях». Чемпионат СССР. Тула - 1966 год

Возврат к списку

Полезные ссылки
Контакты
Приёмная: +7 (4872) 33-24-09
Бухгалтерия: +7 (4872) 33-16-47
300012, Россия, Тульская область, г. Тула, пр-т Ленина 87/1