В ПРЕДДВЕРИИ СТАРТА КУБКА РОССИИ НА ВЕЛОТРЕКЕ


01.04.2022 | Велоспорт


В преддверии Кубка России по велоспорту на треке в спринтерских дисциплинах, который состоится в Санкт-Петербурге со 2 по 5 апреля, Николай Парилин из VeloInside подготовил интервью с тульским велогонщиком Александром Дубченко - чемпионом мира и Европы среди юниоров, призёром чемпионата Европы в возрастной категории до 23 лет, чемпионом Европы-2020 в командной гонке.

- Саша, чтобы понять уровень популярности велоспорта в нашей стране, достаточно набрать в поисковике твои имя и фамилию. Лично мне Википедия без зазрения совести выдала сразу несколько перлов. Во-первых, ты, оказывается, «участвовал в чемпионате Европы по лёгкой атлетике 2016 года в гонке на время 1 км». Во-вторых, на юниорском первенстве Европы-2013 в португальской Анадии выиграл диковинную для меня дисциплину «младший кейрин». При желании подобные ляпы в общем-то довольно короткой справке перечислять можно долго. Что ты можешь сказать по этому поводу?

- Только одно: не секрет, что популярность велоспорта в России-матушке хромает…

- Да какой уж тут секрет! С учётом того, что велосипед традиционно именуют «железным конём», я бы сказал, что не просто хромает, а на все четыре ноги.

- Я не знаю точно, чья в этом вина. Хорошо ещё, что некоторые мои товарищи по сборной России ведут в соцсетях свои странички, пытаясь восполнить этот пробел. Я, правда, этим не занимаюсь. Ну, не моё! Не хочу высвечивать ни личную жизнь, ни велосипедную.

Хотя после победы на чемпионате Европы-2020 выходил на меня человек, брал интервью. Меня приглашали на телевидение, мы делали какие-то коллаборации. Но, если честно, ни к чему это не привело: как были пустые трибуны на соревнованиях по велотреку, так и остались. Популярность нашего вида спорта чрезвычайно низкая.

- Ты не поверишь, но я так давно живу на свете, что прекрасно помню те времена, когда в похожей ситуации в нашей стране был… биатлон. Он и в мире тогда был не слишком популярен. Нашлись светлые головы, поменяли формат, заинтересовали прессу. И теперь мы имеем то, что имеем. Даже тогда, когда наши стреляющие лыжники привозят с мировых чемпионатов куда меньше медалей, чем велосипедисты. Ведь народ у нас очень внушаемый. И если бы из каждого утюга людям рассказывали о велоспорте, на трибунах велодромов яблоку негде было бы упасть. Ибо зрелище того стоит! Но лишь для тех, кто хоть что-то в этом понимает…

- Вы правы, я был за рубежом на множестве гонок самого разного уровня. Речь не идёт о чемпионатах мира и Европы – это отдельная песня. Я говорю о соревнованиях не столь высокого ранга. Тем не менее, люди туда приходят, покупают билеты. У нас даже за бесплатно никто не идёт. В прошлом году в Питере проходил этап Кубка наций. Казалось бы, значимый старт, престижный. Следовательно, должен вызывать зрительский интерес, даже с учётом каких-то ковидных ограничений. Но практически никого на трибуне не было.

Александр Дубченко: Оказался в нужное время в нужном месте!, изображение №1

- «Чужие здесь не ходят…»

- К сожалению, это так. Для сравнения расскажу о гонках класса С-1, С-2 в Европе. Больше всего мне запомнились старты в Германии. Там есть два интересных формата: турне четырёх треков и даже шести. Довелось участвовать и в том, и в другом. Название города я сейчас навскидку и не вспомню, но суть не в этом. Трек там открытый, бетонный, супергладкий. Трибуна там лишь одна, на вираже. Но зато вокруг всего овала стояла большая толпа зрителей, купивших билеты. Играл оркестр. Сидели дедушки со своими седыми фрау. Впечатление на всю жизнь. Народ был на каждом треке. Причём основной контингент – 50+. Публика переживала, кричала.

Помню, я как-то раз упал в финальном заезде за первое-второе места в индивидуальном спринте и вывихнул руку. Лежу, встать не могу. Меня подняли, идём, я показываю, что травмировал руку. Как будет по-немецки «вывих», я, естественно, не знал и говорил на английском «ноу брок», мол, не перелом. Подошёл мужичок, вставил сустав на место. И я сказал, что буду продолжать борьбу. Такая шумиха поднялась! Колбасило всех. Такая бешеная поддержка, что даже тебя самого заряжает. В итоге ехали все три тура. Я остался вторым, хотя заезд после падения выиграл. Но на полотне потрясывало, через боль ехать было тяжеловато.

- Длину трека помнишь?

- 250 метров. Вообще-то треки в Германии очень разные – один был 197, другой 200…

Александр Дубченко: Оказался в нужное время в нужном месте!, изображение №2

- А твоя родная Тула в плане популярности велоспорта от остальной России чем-то отличается? Как-никак по вашему треку сам Лев Толстой катался, а чемпионов-велогонов в этом славном городе самоваров, пряников и других знаменитых изделий выросло столько, что и не сосчитаешь…

- Можно легко проследить, как падала популярность. Когда я был маленький, лет 11-12, на «Большой приз Тулы» приезжали гонщики не только из Европы – немцы, чехи, болгары, поляки, но даже – что мне особенно запомнилось – из Новой Зеландии. Потом этот разноязычный пелотон плавно перебирался на «Гран-при Москвы».

Но с годами гостей становилось всё меньше и меньше. Остались только завсегдатаи. Только в 2019 году, кажется, к нам приезжали японцы.

Александр Дубченко: Оказался в нужное время в нужном месте!, изображение №3

- Когда же, наконец, я вновь смогу приехать на старейший в стране велотрек на очередной «Гран-при Тулы»?

- По самым оптимистическим прогнозам, она завершится в конце текущего года. Работы идут под губернаторским контролем. Надеюсь, тульский велоспорт получит хороший новогодний подарок.

- Правда, что тебе от рождения была предначертана прямая дорога в велоспорт? Или с учётом гренадерского роста ты мог оказаться, к примеру, в баскетболе? Да и у тульского волейбола давние традиции…

Да нет, я ведь сначала в плавание подался. Волейбол мне никогда не нравился, а о баскетболе в раннем детстве я мало знал. В плавании, кстати, получалось очень даже неплохо. Но, когда настал момент определяться, делать ли этот вид своей профессией, я в последний момент слился…

Александр Дубченко: Оказался в нужное время в нужном месте!, изображение №4

- Я не удивлён, ведь твои родители ни капельки не пловцы, а вовсе даже классные велогонщики!

- Да, мама – мастер спорта на шоссе и треке, а папа – мастер спорта на треке. Тем не менее в велоспорте я оказался только с третьей попытки! Другом нашей семьи был выдающийся гонщик, призёр чемпионатов мира Виктор Копылов. Он неоднократно звал меня на соревнования под названием «Горный король». У мелкоты дистанция была что-то около километра. На первом своём старте я был ещё слишком маленьким клопом, чтобы чего-то добиться. На втором, похоже, траванулся и маялся животом. Зато, по-моему, в 2005 году с третьей попытки стал чемпионом.

Александр Дубченко: Оказался в нужное время в нужном месте!, изображение №5

- Недаром говорят, что Бог любит троицу!

Да-да. Стартанул, победил и понеслась! У меня ещё была мамкина красная шерстяная майка СССР. Ехал я на «Старт-шоссе», который валялся у нас на чердаке. Синий такой… Точно не помню, но, кажется, ехал в кроссовках. И пошло-поехало…

- Тогда переходим к твоей уникальной победе на чемпионате Европы в командной гонке преследования. Как развивались события в Пловдиве-2020, как закоренелый спринтер вдруг в одночасье стал темповиком?

- Исторический момент! (смеётся) Но на самом деле это – дело случая. Оказался в нужное время в нужном месте. В принципе я тогда и свой законный «километр» проехал неплохо, был четвёртым, меня два темповика подвинули. В общем, нога шла. В первом заезде преследки я ребят чуть не «разорвал». Потому что тупо не знал, как эта гонка едется. Вроде набирал плавно...

Я потом смотрел запись заезда на фоне песни группы Тату «Нас не догонят». Я же тогда от парней уехал, поезд «разорвал». Мне сказали ехать плавно, я так и начал, а потом слегка добавил.

- Потому что спринтерское «плавно» от темпового заметно отличается!

- Это да. Я думал, что шеф (Александр Анатольевич Кузнецов – прим. автора) меня порвёт. Прям, там съест (смеётся). Но вроде обошлось, потому что мы прошли дальше. Перед финальным заездом шеф мне заявил: «Ты теперь встаёшь на вторую позицию, тебя развозят – и так держи». Отвечаю: «Понял!»

- Никита Берсенев разгонял?

- Да. А я потом свои три круга держал. Сколько дали, столько и ехал. Потом ребята закричали, что доедут втроём.

- То есть Никита, Лёва Гонов и Саша Евтушенко, я ничего не путаю?

- Нет, всё правильно, мы этим квартетом выступали. А меня после четырёх кругов уже знатно накидывало. Держал я, как было сказано, по 13,5. А тот злополучный круг, когда я в квалификации отъехал, кажется 12,9 был… В общем, судьба дала мне редкий шанс, и я за него ухватился.

Александр Дубченко: Оказался в нужное время в нужном месте!, изображение №6

- Ребята потом недразнили, что ты отныне самый лучший на континенте спринтер среди темповиков и самый лучший темповик среди спринтеров?

- Не, это я их дразнил! У меня ведь это была первая медаль со взрослой «Европы». Редкий спринтер может похвастаться личным рекордом в командном преследовании 3.55. А если бы в финале мы итальянцев не догнали, ребята могли и из 3.50 выйти.

Александр Дубченко: Оказался в нужное время в нужном месте!, изображение №7

- А что там с высшим спортивным званием?

- Пока до ЗМС мне немного не хватает. Есть европейское «золото» и четвёртое место на «мире», надо бы ещё разок где-то отметиться. А пока хожу в «международниках».

- Надеюсь, это временно.

- Я тоже! Хочется в крупных стартах ещё поучаствовать.

Александр Дубченко: Оказался в нужное время в нужном месте!, изображение №8

- Лично у тебя в условиях санкций каков календарь на текущий сезон? Ведь мы знаем, что «Европа» летом уже точно пройдёт без россиян.

- Абсолютно точно я могу сказать только о своём участии в спринтерском Кубке России в Питере в самом начале апреля. На 100 процентов могу сказать и о чемпионате России, который пройдёт осенью. Естественно, буду стартовать на «Гран-при Москвы» и «Гран-при Санкт-Петербурга».

Наверное, с вероятностью 90 процентов можно говорить о майских стартах в Минске. Точно не знаю, но нас вроде обещали в апреле вывезти в Казахстан. Там будут гонки под эгидой UCI. Нам уже шьют новые комбезы…

- …без опознавательных знаков.

- Да. Чёрного цвета. Мы будем выступать как бы сами по себе. Опять же оговорюсь, что до конца можно быть уверенным только в российском календаре. Он точно никуда не денется…

- Теперь давай слегка отдохнём от велосипеда. Расскажи читателям «ВелоИнсайда» про свою «чёрную пантеру»…

- (смеётся) Котика вот с Ириной себе завели, на улице подобрали.

- И как назвали?

- (хохочет) Не знаю, насколько это толерантно, но ввиду его чёрного окраса назвали Люцифером. В обиходе – Люцик. Надеюсь, ни чьи тонкие душевные струны задеты не будут…

Александр Дубченко: Оказался в нужное время в нужном месте!, изображение №9

- Я в этом уверен! Иначе сериал популярный «Люцифер» давно бы запретили.

- А как ещё этого хвостатого бандита назовёшь, если он чёрный, как чёрт?! И появился неожиданно, как чёртик из табакерки… Был размером с ладошку, но растёт реально не по годам! Главное, что он донельзя ласковый и благодарный. И мы его любим, и он той же монетой платит. Опять же большой плюс: когда я в отъезде, Ирине скучать некогда, есть кому выносить ей мозг (смеётся). Между прочим, в новую квартиру, как положено, первым мы запустили Люцика.

- У тебя есть одно крайне любопытное хобби. Несколько слов о нём…

- Есть такое дело! Правда, времени на него маловато.

- Этим ты меня как бывшего спортсмена вряд ли удивишь. Давай, по сути!

- В двух словах – собираю ретроэкземпляры «Жигулей», довожу их до ума. У нас с отцом таких машин пока две. Но есть планы в ближайшее время коллекцию пополнить. К сожалению, то, за чем мы действительно охотились, пока в наши руки не попало. Но постоянно подворачиваются какие-то хорошие варианты: например, с реальным родным пробегом всего в 50 тысяч, с единственным владельцем.

Скоро из-под краски выйдет моя «Малина». Они у меня созвучны: «Малина» – «Афалина». Первая – «копейка» 1973 года. Скоро ей полтинник. Но фиатовского в ней уже ничего нет. А другой автомобиль 1998 года, «шестёрка», я ещё зову её «молодайка». Сегодня это мой основной транспорт. Сейчас цены взлетели абсолютно на всё, даже на советские запчасти, хотя они почти не востребованы.

Это хобби нарисовалось случайно. Но старые вещи мне нравились всегда. Самый большой кайф – собрать авто в первозданном виде.

Александр Дубченко: Оказался в нужное время в нужном месте!, изображение №10

- Ты ведь университет окончил?

- Да, тренером уже могу быть.

- Ага, по сборке реликтовых машин.

- (смеётся) Но на сварщика ещё не учился – батя научит, он на все руки мастер.

Александр Дубченко: Оказался в нужное время в нужном месте!, изображение №11

- По миру, слава Богу, ты уже поколесил немало. 

Тула – лучший город на планете Земля?

- Однозначно! 

Я очень люблю свой город-герой.

источник>>

Возврат к списку

Полезные ссылки
Контакты
Приёмная: +7 (4872) 33-24-09
Бухгалтерия: +7 (4872) 33-16-47
300012, Россия, Тульская область, г. Тула, пр-т Ленина 87/1